РЕФОРМА ТЕХОСМОТРА

12:26 14.02.2018

За фиктивный технический осмотр будут наказывать рублем

Слухи о масштабной реформе в сфере технического осмотра приобретают реальные очертания. Видимо, многому из того, что пока обсуждается на уровне коридоров, суждено сбыться.

По сообщениям, выложенным в «Газете.Ru», функцию контролирующего органа на государственном уровне будет выполнять Ространснадзор. Водителям интересно будет узнать о том, что к ним в бардачки вскоре вернется диагностическая карта, а за ее отсутствие будет назначено суровое наказание в виде лишения прав – краткосрочное, правда, но и это может неприятно выбить из колеи. В одном лишь эксперты убеждены: реформа нужна, необходимость ее проведения назрела давно, как та самая революционная ситуация, что привела когда-то к перемене власти в Царской России. На нее возлагается почетная миссия – решить проблему распространения фиктивных 

Хронология событий 2016

До принятия ныне действующего Закона, в 2012 году, Президент распорядился передать контроль над техническим осмотром в России в руки РСА. До соответствующего указа это была вотчина органов ГИБДД. С тех пор как заниматься техническим осмотром стали технические эксперты частных фирм, автомобилей в аварийном состоянии на дорогах стало больше, соответственно, график ДТП по стране стремительно пополз вверх.

В марте 2016 года состоялся президиум Госсовета с участием федеральных и региональных представителей. По итогам мероприятия было принято решение о проведении реформы ТО. Немного позже такой документ был подготовлен МВД России. Основным тезисом в нем стало предложение о лишении полномочий РСА, касающихся аккредитации операторов, и о передаче функций в руки .

Реформой ТО по поручению Федерального правительства занимается Минэкономразвития. По словам С.И. Ефремова, исполнительного директора РСА, контроль над проведением операторов техосмотра (ОТО), все же останется в полномочиях Союза.

Основные моменты реформы ТО

В настоящее время идет активное обсуждение главных аспектов новой реформы. Минэкономразвития готовит изменения в ныне действующий Закон о техническом осмотре. Его передача на обсуждение в Правительство ожидается к 1 декабря 2016 года. Главный тезис нормативного документа заключается в необходимости в корне изменить процедуру аккредитации операторов ТО с тем, чтобы пресекать любые попытки обмана с их стороны.

Коротко – о других изменениях:

  • выезд на пункт техосмотра представителя РСА – обязательное условие успешного прохождения аккредитации. Для этого, теперь, недостаточно будет просто подать заявление с пакетом документов в Российский союз автостраховщиков;
  • инициировать проведение внеплановых проверок в отношении ОТО, аккредитованных на право проведения техосмотра. Надзор над этой сферой деятельности поручить МВД и Минтранс;
  • проводить аттестацию технических экспертов;
  • поручить Ространснадзору с регулярностью в 5 лет раз подтверждать квалификационный уровень специалистов (возврат к контролерским корочкам?);
  • ввести штрафные санкции для водителей, не имеющих на момент проверки диагностической карты, что приравнивается к не пройденному ТО;
  • ужесточить контроль над продажей диагностических карт без фактического ТО и возложить эти обязанности на Ространснадзор.

Есть мнение

По словам экспертов рынка, изменения, которые готовятся в рамках реформы ТО, вряд ли способны искоренить негативные факторы и улучшить ситуацию в целом. Генеральный директор «ТехЭксперт» С. Зайцев, в частности, отметил, что контроль над процедурой аккредитации останется в руках заинтересованной структуры, что категорически не приемлемо. Привлечение государственных органов к осуществлению контролирующих функций также не даст улучшений. В результате ситуация в секторе останется прежней, а изменения лишь придадут ей немного внешнего лоска.

Правительство возобновит штрафные санкции за отсутствие техосмотра

Только наши водители убрали на полку диагностические карты, как правительство решило обязать их снова иметь при себе документ о пройденном техосмотре. Чтобы не повадно было нарушать, руководство решило еще и подвести под требование законодательную базу.

Дума уже рассматривает новый перечень санкций против непослушных водителей. С такой инициативой 25 октября в Правительстве выступил сенатор В. Озеров. В качестве исключительной меры наказания решено вернуть лишение прав на управление транспортным средством. Сроки и нюансы обсуждаются.

Напомним, что сегодня в категорию лиц, которым запрещено садиться за руль автомобиля без ТО, входят только таксисты, водители автобусов и другого общественного транспорта, а также перевозчики опасных грузов. Только этой группе водителей в случае, если они не сочтут нужным проверять техническое состояние автомобиля 2 раза в год, грозит лишение прав. Если Дума примет новый Закон, то за управление транспортным средством, не прошедшим ТО, водителю грозит штраф в размере 500-800 руб. А вот повторное нарушение уже предусматривает лишение прав на 1-3 месяца.  Также, если базу  подключат к системе распознавания автомобильных номеров типа Поток или Стрелка СТ, то штрафы будут приходить таким водителям пачками, автоматически.

Новые правила тарификации процедуры ТО

Представители руководящих органов намерены навести порядок и в системе оплаты за технический осмотр. В частности, обсуждается вопрос об изменении порядка начисления тарифов на оказанные услуги, а делается это в целях формирования экономически обоснованной суммы оплаты за проведенную работу. Разработчики указали, что в новом Законе будут фигурировать такие фразы, как «ценовой предел», «базовый размер платы». Методику расчетов предлагается утвердить на федеральном уровне. Нормативы будут устанавливать с учетом категории автомобиля.

Государство будет активно участвовать в ТО

Инициатор нововведений указал, что установленный регламент позволит усилить государственное влияние на процесс технического осмотра в России. Это позитивно отразится на его качественном уровне. Регулировать и контролировать аккредитацию технических экспертов в соответствии с новыми требованиями будет специальный федеральный орган исполнительной власти. К РСА перейдет функция контроля и диагностики технического состояния автомобилей.

Документ также будет содержать новые нормативные требования к техническим экспертам, к состоянию транспортных средств, к самим владельцам и к наличию у них диагностической карты.